Бийские ценности в картинной галерее «Кармин»

Любовь ШАМИНА
Искусствовед, член СХ России, заслуженный работник культуры России

Галерея «Кармин» – уникальное явление на Алтае. Здесь размещается художественная коллекция, собранная большим поклонником изобрази-тельного   искусства,   предпринимателем С.Г. Хачатуряном. Сегодня в её составе около тысячи произведений живописи, в основном алтайских художников. Галерея открылась 12 мая 2005 года и сегодня живёт активной творческой жизнью, устраивая выставки из своей коллекции, приглашая к сотрудничеству интересных художников, музеи и галереи из других регионов.

В музыкальной гостиной проходят концерты, поэтические вечера, встречи, организуются мастер-классы.

Галерея   -   единственное   место, где есть постоянная ретроспективная   экспозиция   алтайского   искусства. Она находится в Барнауле по адресу ул. Л. Толстого, 16. Директор галереи – Г.Г. Хачатурян.

Материал о деятельности галереи «Кармин» предлагается бийчанам не случайно, так как 25 августа в её красивых и уютных залах открылась удивительная выставка из коллекции художественного отдела Бийского краеведческого музея им В.В. Бианки. Дело в том, что уже несколько лет галерея осуществляет крупный проект «Сокровища живописи Алтайского края», в рамках которого здесь уже побывали собрания из Павловска, Михайловки, Родино, краеведческого музея г. Камня-на-Оби. В результате изучения качественного состава коллекций, их каталогизации были выявлены и систематизированы очень ценные произведения искусства, что позволило установить местонахождение «потерянных» шедевров и ввести их в общероссийский художественный фонд.

Знакомство  с  бийским  собранием оказалось не менее интересным. И большое счастье, что руководство музея, понимая общую пользу, согласилось участвовать в проекте. Отбор произведений на выставку произошёл в июле месяце, когда состоялась первая поездка в Бийск. Приятно удивила концептуальная задумка формирования коллекции, которая предусмотрела наличие, и это правильно, произведений основоположников профессионального искусства Алтая – Г.И. Гуркина и его любимого ученика из Бийска – Д.И. Кузнецова, их последователей: Г.И. Прибыткова, В.С. Кораблина, Н.Н. Мотовилова, В.И. Андреева, М.Я. Будкеева, народного художника России, М.Д. Ковешниковой, заслуженного художника России, В.Я. Курзина, Н.П. Иванова, Д.Л. Комарова… И совершенно логично это направление завершалось при-обретением работ современных бийских художников: Ю.Е. Бралгина, Ю.П. Коробейникова, В.А. Баринова, В.П. Борзова, В.А. Егошина, З.М. Ибрагимова, М.А. Карнаева… Но напрашивалась мысль о необходимости определения уровня развития алтайского искусства на фоне общесибирского и российского. И этому тоже нашлось место в концепции.

Можно задумать хорошее дело, но как его осуществить? Сегодня с уверенностью можно сказать, что бийчанам всё удалось, так как в коллекции оказались значительные жанровые композиции, портреты ведущих российских живописцев-шестидесятников: Н.Н. Чебакова («Партизаны Сибири»), М.А. Суздальцева, заслуженного художника РСФСР («На новой Волге»), А.Ю. Никича («Тишина»), Е.А. Львова («Манёвры Черноморского флота»), В.К. Нечитайло, народного художника СССР («Портрет маршала бронетанковых войск, Героя Советского Союза П.А. Ротмистрова»). И здесь же, рядом, оказались работы прославленных сибирских живописцев: А.Э. Мако из Томска, Ю.И. Худоногова из Красноярска, Н.И. Бачинина из Кемерово, А.И. Закирова из Иркутска…

Невольно   возникает   вопрос,   кто, когда  и  как  занимался  комплектованием художественной коллекции бийского   краеведческого   музея.   Оказалось, что это произошло в 60-е годы XX века, когда    Бийск одновременно собрал   группу   талантливых,   инициативных художников, заинтересованных сотрудников    музея: Г.И. Прибыткова, приехавшего из Барнаула В.Я. Курзина, В.С. Кораблина, Н.Н. Мотовилова, не-истового и вездесущего Б.Х. Кадикова, историка, археолога,   в те годы научного сотрудника музея. Хорошую идею по созданию при краеведческом музее художественного    отдела    поддержал заведующий отделом культуры Бийска А.Г. Андронов, который направил Б.Х. Кадикова в Москву с уверенностью, что именно он сможет найти нужные двери,  убедит  чиновников  Министерства культуры, руководителей Союза художников передать  достойные  работы  в Бийск. Видимо, так оно и было. Поэтому хочется тепло вспомнить этого удивительного  человека,  фанатично  преданного своему делу, патриота города Бийска Бориса Хатмиевича Кадикова.

6 ноября 1967 года в Бийске был торжественно открыт Выставочный зал, где на первой экспозиции были представлены московские произведения. В дальнейшем здесь прошло более 400 выставок, но эта первая запомнилась и заняла достойное место в истории культурной жизни Бийска.

В коллекции бийского музея сегодня числится более тысячи произведений искусства. В галерею «Кармин» на выставку поступило только 43 работы. Более двадцати отобранных полотен не были выданы по ряду причин: неудовлетворительная сохранность, отсутствие рам, большой размер. У организаторов выставки возникло желание показать большегабаритные работы знаменитых российских художников в составе проекта «Выставка одной картины».

Карминовскую экспозицию открыли две работы Г.И. Гуркина: «Озеро Тайменье» 1912 года и «Горное озеро Каракол» 1913 года создания, периода расцвета   творчества   художника,   когда он наполнял свои горные пейзажи воздухом, светом, чистыми переливами горных рек, воспевая красоту родного Алтая. Даже в этих двух работах можно увидеть следование лучшим национальным традициям реалистического пейзажа, основоположниками которого были И.И. Шишкин и А.К. Саврасов. Рядом с работами Г.И. Гуркина в вводном зале разместились произведения его любимого ученика Д.И. Кузнецова, учившегося в Москве, окончившего Харьковскую художественную школу С.М. Прохорова. В состав выставки включены его известные работы: «Алтай хмурится», «Алтайка», но особенно хороши его дореволюционные натурные этюды: «Голубой Алтай» 1912 года, «Весна» 1908 года, «Гора Адыган из долины Аноса» 1909 года, «Бабырган вечером» 1911 года, «В окрестностях Бийска (Тихвинский монастырь)» 1907 года… Здесь с особой силой проявились талант и мастерство художника, когда живое соприкосновение с природой вдохновляет и вызывает трепетный душевный отклик.

Вполне уместно присутствие живописного произведения В.Я. Курзина «Портрет Б.Х. Кадикова», в котором художник создал убедительный образ молодого, умного, талантливого учёного, красивого, сильного человека. В расцвете творческих сил Валентин Яковлевич, племянник знаменитого основателя «Алтайского художественного общества» Михаила Курзина, в 60-е годы покинул родной Барнаул. К этому времени за его плечами была учёба в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, педагогическая деятельность в Орловском художественном училище, восьмилетняя работа в должности председателя правления алтайской организации Союза художников. Бийску крупно повезло, что такой высоты творческая личность до конца оставалась преданна своей малой родине и внесла большой вклад в развитие культурной жизни города, оставив после ухода из жизни значительную часть художественного наследия в музее. В этом году в Бийске отметили 100-летний юбилей мастера. Галерея «Кармин» тоже не осталась в стороне и включила несколько его работ из своей коллекции в экспозицию   «Полон мир любви и света».

На выставке можно увидеть пять работ художника Н.Н. Мотовилова, коренного бийчанина, окончившего Омское художественное   училище,   работавшего в Барнауле, Новосибирске, Бийске. Художник    с    хорошим    художественным вкусом, удивительный колорист в красивых пленэрных этюдах, он умел профессионально организовать натурный материал в картину, вложив в неё идею, глубокую мысль. К сожалению, в последние годы  жизни его постигло большое   несчастье:   сгорела   мастерская, было уничтожено всё творческое наследие.  Остались  лишь те  работы, которые поступили в собрания музеев и картинных галерей.

На выставке в галерее «Кармин» оказалась ещё одна интересная композиция «Натюрморт с коробом» бийского художника В.И. Андреева, творческий путь которого прослеживается от Бийска, где его школьным учителем рисования был Д.И. Кузнецов, через Брянск и до Москвы. Талантливый живописец участвовал в зональных, республиканских выставках. В Чернигове, Орле, Барнауле, Бийске прошли персональные выставки живописца. В 1976 году Виктору Ивановичу Андрееву было присвоено звание Заслуженный работник культуры РСФСР.

Центральный зал галереи украсила одна из лучших работ красноярского художника Ю.И. Худоногова «Степной табун. Хакасия» 1955 года создания. Талантливый живописец рано ушел из жизни, но успел многое сделать. Учился в Красноярске, Ленинграде, преподавал, возглавлял Красноярскую творческую организацию Союза художников и… много писал. Произведения Ю.И. Худоногова редко встречаются в коллекциях, и большой неожиданностью оказалось присутствие в бийском собрании работы из основной авторской серии «По Хакасии». Живописец влюбился в эти места с первой творческой поездки в 1949 году, когда увидел необычайной красоты степи, бескрайние просторы, стремительно скачущие табуны лошадей. Живые впечатления требовали поисков обновлённого живописного языка, приёмов передачи цветовой   гармонии,   динамичного   характера рисунка. Известно, что работа из бийской коллекции участвовала в республиканской художественной вы-ставке 1955 года в Москве.

Не менее привлекательна в составе экспозиции живопись иркутского художника Анвара Шакировича Закирова, представленная в работе «Байкал. Омуль» 1964 года создания. И этот сибирский мастер продолжает в своём творчестве лучшие традиции русской реалистической школы живописи. Он окончил Иркутское художественное училище, где учился у знаменитого педагога и живописца А.П. Жибинова, его хорошими друзьями были: Анатолий Костовский, Евгений Ушаков, Виталий Рогаль – ведущие иркутские художники. Анвар Закиров вошёл в российское искусство живописцем «с тонким вкусом, мастером колорита, композиции и светотени, с кистью точной и смелой». Любимый жанр Анвара – натюрморт, но иногда в его творчестве границы жанров размываются, и тогда происходит рождение таких работ, как вошедшая в экспозицию, где холст почти целиком заполняется серебристой, трепещущей рыбой, которая, как драгоценность, мерцает на фоне тёмных водных просторов Байкала.

Нельзя пройти мимо яркой, звучной картины сибиряка – кемеровчанина Н.И. Бачинина «Пробуждение», пронизанной свежим весенним воздухом, светом, динамикой. В его творчестве всегда люди, животные живут в полной гармонии с природой, как её частичка. В Кузбассе помнят и ценят прекрасного художника, Н.И. Бачинина, где ежегодно вручается премия его имени лучшему живописцу.

Органично вписалась в экспозицию работа вятского художника Н.Н. Пименова « Ноябрь», написанная в 1967 году. Николай Николаевич – заслуженный художник Российской Федерации. Всю жизнь он воспевал неброскую красоту Вятского Севера, умел в самом обычном мотиве увидеть красоту и своей живописью обратить не неё внимание окружающих. Так и в представленной работе, где незатейливая сцена подготовки реки к зиме превратилась в тёплую, гармоничную, привлекательную композицию. Недаром художник свою единственную прижизненную персональную выставку назвал «Душа незримо чует мир».

Завершается экспозиция представлением творчества современных бийских художников, продолжающих традиции живописцев старшего поколения, сложившихся не только на Алтае, но и в тех регионах, где они учились: в Ташкенте (Г.Ф. Скоков, Ю.П. Коробейников, Б.Т. Миронов), во Владивостоке (Ю.Е. Бралгин, В.С. Кораблин).

Один экспозиционный зал тоже заполнен произведениями современных бийских художников, но уже из собрания С.Г. Хачатуряна, которые дополняют картину развития изобразительного искусства в Бийске.
Открытие выставки полотен из Бийского краеведческого музея прошло накануне празднования в Барнауле Дня города. Было много гостей, отзывы зрителей были самые тёплые. В сценарий открытия была включена музыкальная программа ансамбля популярных песен под руководством Сергея Свирина. Лирический, проникновенный голос Ирины Швенк помогал зрителям глубже воспринимать живопись.

Бийская экспозиция будет работать в галерее «Кармин» до 14 октября. Приглашаем бийчан в гости и надеемся, что начало нашего сотрудничества будет иметь продолжение, было бы желание.

Комментарии закрыты